Законодательство

Законодательство

Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 N 328

 

"Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка стоимости машин и оборудования (ФСО N 10)"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 1 июня 2015 г. N 328

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА

ОЦЕНКИ "ОЦЕНКА СТОИМОСТИ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ (ФСО N 10)"

 

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2006, N 31, ст. 3456; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 43; N 29, ст. 4291; 2014, N 30, ст. 4226) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт оценки "Оценка стоимости машин и оборудования (ФСО N 10)".

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу приказов Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 297 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", от 20 мая 2015 г. N 298 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", от 20 мая 2015 г. N 299 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)".

 

Министр

А.В.УЛЮКАЕВ

 

 

 

 

 

Утвержден

приказом Минэкономразвития России

от 1 июня 2015 г. N 328

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОЦЕНКИ "ОЦЕНКА СТОИМОСТИ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ (ФСО N 10)"

 

I. Общие положения

 

1. Настоящий Федеральный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов оценки и федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" (далее соответственно - ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3), иных федеральных стандартов оценки, регулирующих оценку отдельных видов объектов оценки, утвержденных Минэкономразвития России, определяет требования к проведению оценки стоимости машин и оборудования.

2. Если объектом оценки в задании на оценку не являются непосредственно машины и оборудование, но машины и оборудование являются частью объекта оценки, то действие настоящего Федерального стандарта оценки распространяется на процедуру оценки таких машин и оборудования только тогда, когда в задании на оценку предусматривается использование настоящего Федерального стандарта оценки с указанием перечня машин и оборудования, на который распространяются данные требования.

3. Положения настоящего Федерального стандарта оценки не распространяются на оценку нематериальных активов, связанных с созданием и эксплуатацией машин и оборудования; машин и оборудования, имеющих художественную и (или) историческую ценность, а также работ и услуг по устранению повреждений, возникших в результате аварийных ситуаций (например, ущербов от аварий транспортных средств).

4. Если эксплуатация машин и оборудования невозможна без использования нематериальных активов (программных средств, специализированных баз данных, лицензий, технической документации и так далее), то в зависимости от задания на оценку стоимость нематериальных активов следует учитывать отдельно или в составе стоимости машин и оборудования.

 

II. Объекты оценки

 

5. Для целей настоящего Федерального стандарта оценки к объектам оценки относятся отдельные машины и единицы оборудования, являющиеся изделиями машиностроительного производства или аналогичными им, группы (множества, совокупности) машин и оборудования, части машин и оборудования вместе или по отдельности (далее - машины и оборудование).

Для целей настоящего Федерального стандарта оценки объектами оценки могут выступать подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

 

III. Задание на оценку

 

6. Задание на оценку объекта оценки должно содержать следующую дополнительную к указанной в ФСО N 1 информацию об объекте оценки:

состав оцениваемой группы машин и оборудования с указанием сведений по каждой машине и единице оборудования, достаточных для их идентификации;

информацию по учету нематериальных активов, необходимых для эксплуатации машин и оборудования (при наличии таких активов).

7. Задание на оценку объекта оценки может содержать следующую дополнительную к указанной в ФСО N 1 информацию в части допущений, на которых должна основываться оценка:

допущение, связанное с ограничением объема работ по осмотру оцениваемых машин и единиц оборудования;

допущение, связанное с ограничением объема работ по анализу рынка;

допущение об оценке машин и оборудования как единого целого при условии продолжения их использования в составе действующего имущественного комплекса;

допущение об оценке машин и оборудования как единого целого при условии прекращения их использования в составе действующего имущественного комплекса;

допущение об оценке машин и оборудования при условии перемещения с их текущего местоположения как отдельных объектов;

в случае наличия интегрированное машин и оборудования с другими объектами, в частности, недвижимости, - допущение об оценке машин и оборудования в составе таких объектов или отдельно от них.

8. Задание на оценку устанавливает степень детализации работ по осмотру (полный, частичный с указанием критериев, без проведения осмотра) и период проведения осмотра. В случае непроведения осмотра оценщик указывает в отчете об оценке причины, по которым объект оценки не осмотрен, а также допущения, связанные с непроведением осмотра.

9. В отсутствие документально подтвержденных обременений в отношении объекта оценки оценка объекта проводится исходя из предположения об отсутствии таких обременений, если в задании на оценку не указано иное.

 

IV. Анализ рынка

 

10. Для оценки стоимости машин и оборудования оценщик исследует рынок в тех его сегментах, в которых может быть реализована наиболее значимая по стоимости часть оцениваемых машин и единиц оборудования. Исследуются сегменты как первичного, так и вторичного рынка, если для объекта оценки эти виды рынка существуют.

 

V. Подходы к оценке

 

11. Для объекта оценки, представляющего собой множество машин и оборудования, могут быть использованы методы как индивидуальной, так и массовой оценки. Для целей настоящего Федерального стандарта оценки под массовой оценкой машин и оборудования понимается оценка стоимости множества машин и оборудования путем их группировки по схожим характеристикам и применения в рамках сформированных групп общих математических моделей. В качестве итогового результата рассматривается стоимость объекта оценки как единого целого.

12. При оценке машин и оборудования с применением затратного и сравнительного подходов допускается использование ценовой информации о событиях, произошедших с объектами-аналогами после даты оценки, например, путем обратной ценовой индексации. При этом оценщик должен проанализировать динамику цен от даты оценки до даты наступления соответствующего события и внести соответствующие корректировки. Использование такой ценовой информации допустимо, если оценщиком проведен и раскрыт в отчете анализ полученных расчетных значений на соответствие рыночным показателям, сложившимся на дату оценки, а также оговорены допущения, связанные с применением указанной информации.

13. При наличии развитого и активного рынка объектов-аналогов, позволяющего получить необходимый для оценки объем данных о ценах и характеристиках объектов-аналогов, может быть сделан вывод о достаточности применения только сравнительного подхода. Недостаток рыночной информации, необходимой для сравнительного подхода, является основанием для отказа от его использования.

14. При применении затратного подхода к оценке машин и оборудования оценщик учитывает следующие положения:

а) при оценке специализированных машин и оборудования целесообразно применять затратный подход. Специализированные машины и оборудование - совокупность технологически связанных объектов, не представленная на рынке в виде самостоятельного объекта и имеющая существенную стоимость только в составе бизнеса;

б) затраты на воспроизводство машин и оборудования (без учета износа и устареваний) определяются на основе сравнения с затратами на создание или производство либо приобретение точной копии объекта оценки. Затраты на замещение машин и оборудования (без учета износа и устареваний) определяются на основе сравнения с затратами на создание или производство либо приобретение объекта, имеющего аналогичные полезные свойства;

в) точной копией объекта оценки для целей оценки машин и оборудования признается объект, у которого совпадают с объектом оценки, как минимум, следующие признаки: наименование, обозначение модели (модификации), основные технические характеристики;

г) объектом, имеющим аналогичные полезные свойства, для целей оценки машин и оборудования признается объект, у которого имеется сходство с объектом оценки по функциональному назначению, принципу действия, конструктивной схеме;

д) при применении затратного подхода рассчитывается накопленный совокупный износ оцениваемой машины или единицы оборудования, интегрирующий физический износ, функциональное и экономическое устаревания, при этом учитываются особенности обесценения при разных условиях эксплуатации, а также с учетом принятых допущений, на которых основывается оценка, максимально ориентируясь на рыночные данные.

15. При применении доходного подхода к оценке машин и оборудования оценщик учитывает следующие положения:

доходный подход при оценке машин и оборудования может использоваться там, где распределенные во времени выгоды от его использования могут быть оценены в денежном выражении либо непосредственно, либо как соответствующая часть выгод, генерируемых более непосредственно, либо как соответствующая часть выгод, генерируемых более широким комплексом объектов, включающим оцениваемый объект и производящим продукт (товар, работу или услугу).

 

VI. Согласование результатов оценки

 

16. Согласование результатов оценки машин и оборудования, полученных с использованием различных методов и подходов к оценке, и отражение его результатов в отчете об оценке осуществляются в соответствии с требованиями ФСО N 1.

 

VII. Заключительные положения

 

17. В случае расхождений между требованиями настоящего Федерального стандарта оценки с требованиями ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3 и других федеральных стандартов оценки, регулирующих оценку отдельных видов объектов оценки, утвержденных Минэкономразвития России, приоритет имеет настоящий Федеральный стандарт оценки.

 

 

Саморегулирование попало под экспертизу.

 

Поправки к закону о СРО не нравятся экспертному совету при правительстве.

Как стало известно "Ъ", на совещании у министра по вопросам "Открытого правительства" Михаила Абызова предложено доработать поправки к закону о саморегулируемых организациях (СРО), разработанный Минэкономики. Эксперты в первую очередь предлагают согласовать его с проектом закона "О надзоре и контроле", который до 1 сентября должен быть внесен в Госдуму. Поправки могут стать первым законопроектом, при межведомственном согласовании которых сработают новые полномочия экспертного совета при правительстве.

 

Как стало известно "Ъ", экспертный совет при правительстве готовит экспертное заключение на подготовленный Минэкономики проект поправок к закону "О СРО" (315-ФЗ). Указание о подготовке экспертизы Михаил Абызов дал 21 июля по итогам совещания по законопроекту, при этом Минэкономики рекомендовано "доработать проект с учетом экспертного заключения" до 1 сентября и провести с экспертным советом, объединением предпринимателей и аппаратом бизнес-омбудсмена общественное обсуждение "доработанного" проекта.

 

Поправки к закону о СРО опубликованы 10 июля разработчиком, идея Минэкономики заключается в том, чтобы унифицировать во всех сферах, где законодательство вводит саморегулирование, подходы к регулированию, механизм единого обеспечения имущественной ответственностью и контрольные механизмы внутри самих СРО. Число исключений и специальных механизмов работы СРО, по мнению ведомства Алексея Улюкаева, должно быть минимальным.

 

По данным "Ъ", на совещании 21 июля члены экспертного совета критиковали не сам подход Минэкономики к законопроекту (его представлял глава департамента госрегулирования в экономике Алексей Херсонцев), а отсутствие прямой увязки этого документа с другим законопроектом — "О надзоре и контроле". Так, по мнению представителей РСПП, недостаточное разграничение в законе о СРО функций саморегулирования и госконтроля — прямой путь к дублированию функций. В целом эксперты предлагают, с одной стороны, прямо зафиксировать в 315-ФЗ запрет на одновременный контроль государством и СРО, определив границы и принципы дополнительности госконтроля, с другой стороны — указать в 315-ФЗ, в какой части стандарты, разработанные СРО, заменяют подзаконные нормативно-правовые акты. Кроме того, экспертов беспокоит злоупотребление институтом обязательного членства в СРО, которое, по их мнению, не решается созданием профильных национальных объединений СРО, к тому же эти объединения сейчас невозможно заменить или ликвидировать.

 

Напомним, проект закона о госконтроле и надзоре должен попасть в Госдуму до сентября 2015 года, и предложение структур "Открытого правительства" существенно переработать проект 315-ФЗ для Минэкономики достаточно неудобно, несмотря на то что значительная часть претензий экспертов относится скорее к закону о госконтроле. Впрочем, в части поправок к закону о СРО игнорировать экспертизу экспертного совета будет невозможно: вчера опубликованы изменения в регламент этой структуры, которые делают для ведомств обязательным учет заключений экспертного совета, де-факто это право визирования законопроекта, аналогичное другим министерствам,— оно в отношении закона о СРО может быть использовано впервые.

МИНФИН РАСПРОСТРАНИЛ НА 2014 ГОД НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ.

Письмом от 15.07.2015 N БС-4-11/12494 ФНС разослала письмо Минфина от 06.07.2015 N 03-05-04-02/38796 о применении кадастровой стоимости земельных участков.

22 июля 2014 года вступили в силу поправки в статью 24.20 закона об оценочной деятельности (135-ФЗ). Теперь в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Согласно пункту 1 статьи 391 НК налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 года, пункт 1 статьи 391 НК дополнен   положением, аналогичным упомянутой норме статьи 24.20 "оценочного" закона.

Минфин высказал мнение, что налогообложение земельным налогом в 2014 году должно осуществляться с учетом статьи 24.20 федерального закона 135-ФЗ. Кстати, ранее как Минфин, так и ФНС считали иначе.

Органы Росреестра обязаны сообщать сведения о недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Если при проведении камеральной проверки декларации за 2014 год налоговым органом получено от налогоплательщика решение комиссии или суда об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, датированного 2014 годом, а от регистрирующего органа такая информация в налоговый орган не поступала, то налоговому органу необходимо в рамках межведомственного взаимодействия обратиться в органы Росреестра для подтверждения представленной налогоплательщиком информации об изменении кадастровой стоимости.

Таким образом, налоговые органы при администрировании земельного налога должны руководствоваться информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.

Оцениваем всё, ценим каждого!